Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:12 

Анджей Сапковский, "Ведьмак" (серия)

Мискант у Стрехи
Удивительно. Сначала книга не понравилась. Хорошая композиция, не затянуто, все эти сказки веселенькие, говор простонародный, смешной… (Заслуга переводчика.) Но не нравились главные персонажи. Озабоченные, примитивные какие-то. Простенькие ребята, в общем.
Впоследствии главные персонажи так нравиться и не начали, зато понравились неглавные. Из-за них уже стало интересней читать.


Иллюстрации к игре "Project RED, горите в аду" "Ведьмак 3".

Кагыр и Мильва настолько человеки, настолько не похожие на всех в этом мире скотов, что начинаешь сомневаться, ту ли книгу всё ещё читаешь. Образованный, преданный и не озабоченный(!) Кагыр заставляет по-новому взглянуть на Нильфград. (Если раньше империя воспринималась как дежурная империя зла, то вдруг начинаешь думать, что, в общем-то, если в этой империи есть такие широкомыслящие люди, то пусть захватывает. Если по-другому не окультурить дикарей.) Мильва – вообще чудо, откуда она тут, среди всех этих туп...тупеньких бабёнок? (Кстати, а чем она по жизни занималась-то? Она была... браконьером и террористом?) Регис - воплощение человечности. И, конечно же, все эти хорошие люди (и нелюди) были тут лишь затем, чтобы умереть в конце ради «благого дела». Чтобы ведьмак сказал пламенную речь:
«Я очень устал. Я нагляделся на смерть друзей, которые пришли сюда со мной с края света. Они шли, чтобы спасти твою дочь. Они ее даже не знали. Кроме Кагыра, никто не знал Цири. Но они пошли, чтобы спасти. Потому что были в них порядочность и благородство. И что? Они нашли смерть. Я считаю, что это несправедливо. И если хочешь знать, не согласен с этим. Потому что плевал я на такую историю, когда порядочные люди умирают, а паршивцы продолжают жить и творить свое гнусное дело.» («Ведьмак: Владычица Озера») (И ты только что это понял? А да этого - будто на Луне жил.)



В отличие от остальных авторов (всяких там пряничных толкиенов), Сапковский очень ясно и понятно говорит, что ЧЕЛОВЕК – ГОВНО. Адекватные экземпляры – единичны. (И они даже потомства не оставляют.) Вот Мильва помогает эльфам, вполне очевидное действие. Людям можно пожелать только смерти, расе, «которая ничего не понимает, но стремится все разрушить и уничтожить, превратить в руины одним прикосновением, измарать и испоганить одной лишь мыслью». В книге даже нет намёка, что человечество может исправиться, даже обожаемая автором главная Сейлормун героиня (Цири) не устаёт демонстрировать гадкие качества, присущие её виду. Поэтому было очень радостно, что в конце-концов эльфы смогли уйти из мира в какой-то другой, а человечество осталось один на один с похолоданием климата и неизбежной гибелью. Хеппи-энд!

Литературная форма книги прекрасна, но почему в книге нет ни одного главного персонажа, вызывающего симпатию? Почему симпатию вызывают Эмгыр, Вильгефорц, Эредин, в общем, типа «плохиши», но никак не главные герои? Да, автор хотел создать «всё относительно», чтоб герои были неоднозначны, но… Получилось как раз, что «плохие» - в самом деле неоднозначно плохи, а «хорошие» - однозначно мудачьё. Главный герой Геральт - посредственная личность и просто очень многолетний долбоёб, у которого слово расходится с делом и который сам не знает, чего хочет. Мне нравится, что у него есть такая редкая черта как четность: врать он практически не умеет, а лицемерить даже не пытается. Но почему он творит ахинею и ответ на вопрос: «Нахрена ты это сделал?» у него всегда один: «Не знаю». Вот он говорит, что нельзя убивать редких существ, если они не опасны, у него даже принцип, но тут же прёт убивать мудрого золотого дракона, мало того что безвредного для людей, так ещё и практически вымершего! Вот он идёт к очередной не очень хорошей чародейке, чтобы узнать что-то важное для текущего квеста, но, увидев, что чародейка раздвинула ноги, тут же забывает, зачем шёл? (Причём, не единожды. Бег по граблям – любимый вид спорта ведьмаков.) «Там Йеннифер надо спасать, которую я люблю, кстати, от плена, насилия и пыток, а, но тут очередная давалка даёт. Останусь у неё на месяцок-другой. Любимая подождёт.» ЧТО? Или Йеннифер. Та же проблема. Не смотря на свой преклонный возраст, ведёт себя как пафосная ТП, озабоченная внешним видом больше, чем чем-либо. У этих двух явное несоответствие заявленного возраста поведению, проблемы их отношений характерны для 15-летних, но никак не для взрослых людей. (Возможно, автор хотел создать любовную историю, но у него это не получилось.) Трисс Меригольд - просто ТП. Лютик - умственно отсталый, но да спишем это на его роль местного шута. Цири страшно утомила своей избранностью. Радует то, что автор не сделал её рядовой хорошей девочкой, а наделил недостатками. Она «бездумная, невежественная, самовлюбленная», полна ненависти и злобы. Дальше автор пытался придать ей жанровой человечности (она же из «наших»), что выглядят нелепо. Цири веселилась в шайке отмороженных подростков, вместе со всеми убивала людей, надругательство над ребёнком ей казалось весёлым, и она ни разу потом не сожалела о содеянном. Однако впоследствии трясет кулачками и называет эльфов народов Ольх убийцами, увидев горы костей уничтоженных ими людей. Она сама чем-то лучше? У эльфов хоты бы был обоснуй, с которым не поспоришь. Цири, забегав на своих двоих без посторонней помощи, ещё и меняет жанр саги. Сначала вроде как, дарк-фентези, где женщин насилуют на каждом шагу (черед два шага группово насилуют), а потом скатилось в сказочное сейлормун. ЧТО? Никакими генами не объяснить ветвистые разспособности малолетней девахи. Тем более, что любой талант требует работы и тренировок, а не реализуется сам по себе, волшебно, как случилось у неё. Да и способности у неё должны быть связаны с управлением временем и пространством. С главной вундервафлей – открытием дверей в другие миры. Почему по ходу книги ей пророчат силу чуть ли не бога? (Или ещё хуже – пророчат силу бога её детям, как будто в детях сила как-то должна утроиться, а сама Цири для этого не годится.) А что думать про её боевые способности выносить орды вооруженных мужиков, пройдя краткий курс молодого бойца в ведьмачьем замке, я не знаю, что думать. Это какая-то черная ДЫРИЩА в сюжете. (Все ведьмаки сосут. Годами тренируются, жертвуют чем-то важным, а тут какая-то соплячка всех уделала без жертв со своей стороны и страданий. Да враньё это всё, трагичная доля ведьмаков!)
Под самый конец Цири принялась носиться со своей девственностью, как с писаной торбой. Этому не дам, тому не дам, а тут - пошла Шарлотта Бронте девичьих переживаний на десять страниц. Убивала, грабила, сидела на наркоте, переползла пустыню, билась на гладиаторской арене, была многоразово унижаема и бита, но с мужиком лечь – непреодолимая задача. (Нормальные мужики же были.) Не иначе как у автора дрогнула рука.
Все чародейки в книге одинаковые. Они озабочены лишь тем, как бы перещеголять друг дружку размером декольте. Чародеев в книге нет, если не считать Вильгефорца, которого автор бесстыже слил. (Ну что он хотел делать с плацентой Цири? Есть её? А шприц откуда вдруг взял готовый?) Ведьмаки тоже где-то в параллельной вселенной существуют, поэтому все чародейки хотят именно Геральта. Такой вот гендерный парадокс в чародейской тусовке «Ведьмака». (Магия в книге - весьма малоэффективная, от меча и орала пользы больше. И это хорошо. (Надоели уже магией в фенези необъяснимо сюжет двигать, когда лень придумывать нормальный обоснуй.))
Эмгыр – молодец, чёткий император. Такой и должен быть. Странно только, что внезапно отказался от своих коварных планов, которые всю жизнь вынашивал. (Не иначе как Наруто к нему заглянул и своё самое известное дзюцу применил. Или это развитие персонажа? Единственное на всю сагу?)
Кажется, основные действующие лица кончились.

Надо заметить, что Сапковский прямо-таки по нынешним меркам, феминист. То тут, то там всплывают, пусть и второстепенные, но дельные бой-бабы. Не те, дрожащие дурочки с мечиками и сражающиеся с веточками, как у Толкиена, а такие, которые бьются насмерть, командуют войсками, наплевав на выбитые зубы и прочие увечья. Я за видовое разнообразие. (Женщины в древности действительно не могли себе позволить сидеть дома и ждать спасения, сложа ручки. Непроходимая виктимность - это фантазии нынешнего, инфантильного века.)



Понравились местные эльфы и СС. Это не божественные няши Толкиена. Они жестоки, они убивают, пытают, ненавидят, занимаются сексом, брасают девок беременных. Но они же сломаны. Как они вообще выжили с такой репродуктивной системой? Живут не очень долго (всего в три раза дольше людей), размножаются только в молодости(и почему же?), но яйцеклетки у эльфок созревают раз в 10-20 лет. ШТОА? Просто «всё лето в один день». У эльфки за жизнь только десяток попыток зачать ребёнка? Да они вымереть должны и без войны с людьми. Раса сама себя даже воспроизвести не сможет, не то что участвовать в многовековой войне с быстроразмножающимся противником. Повышенная фертильность (у эльфок) при скрещивании с людьми – как до такого можно додуматься? Как автор мог бы это объяснить, хотя с какой-нибудь точки зрения? А у эльфов всё нормально с частотой, или тоже раз в 10 лет могут? А, у эльфов всё нормально... тогда почему? Чтоа???! Плохая трава!
Не иначе как всё это напридумано, чтобы сюжет случился. А то как же эльфы могут тогда проиграть людям?
Ещё вопрос про эльфов. Эльфы не сеют и не пашут. Что они жрут?!! Даже очень давно, когда они жили себе-не тужили, не контактируя с другими расами, они ведь тоже землю не пахали. Как монголы, не умели даже. Так что они жрали??? (Вопрос адресуется, в принципе, эльфам всех прочих авторов, включая Толкиена. Или у них там волшебная еда растёт на волшебных деревьях?)

Тема гномов краснолюдов и хоббитов низушек не раскрыта. (Эпизод с низушками в деревне, на которую напали подонки, шикарен. Десять низушков с садовыми инструментами из десяти.)

И напоследок. Есть в книге нами давно забытое: сатира.
Сапковский про вечное:
«В большей части социальных сообществ правящий класс правил, вместо того, чтобы только воровать и играть в азартные игры, чередующиеся с блудом.. «...» Рабочий люд и крестьяне лишь в небольшой части представляли собой кретинов, живущих только сегодняшним днем и сегодняшней водкой, неспособных своим ограниченным разумом объять что-то настолько непостижимое, как завтрашний день и завтрашняя водка. Священники в большинстве своем не вымогали у людей деньги и не домогались малолетних, а находились в храмах, без остатка посвящая себя попыткам постигнуть непостижимые загадки веры. Психопаты, самодуры, болтуны и идиоты не лезли в политику и на ответственные должности в правительстве и администрации, а занимались разрушением своей личной жизни. Деревенские дурачки сидели в деревнях, при амбарах, не пытаясь изображать из себя народных трибунов. Так было в большинстве стран. Но королевство Эмблония к большинству не принадлежало. Оно относилось к меньшинству по всем вышеуказанных причинам. И по многим другим.»

Сапковский про традиционные ценности:
«— Женщина, — король выпрямился на троне своей тощей фигурой, — имеет право ожидать от мужчины только двух подарков: к лету ребенка, а на зиму лапти из лыка. Как один, так и другой подарок предназначены для того чтобы удержать женщину в доме. Ибо, дом есть место самое подходящее для женщины, предписанное ей самой природой. Беременная женщина да еще с привязанным к ее юбке потомством не сможет отойти от дома и не придут ей в голову всякие глупости, а это гарантирует душевный покой мужчины. Спокойный же душой мужчина может тяжко трудится ради приумножения благосостояния и процветания своего правителя. Работающему неустанно в поте лица и спокойному за свою чету мужчине тоже не придут на ум глупые помыслы. А когда женщине кто-нибудь втолкует, что она может рожать, когда захочет, а когда не хочет, то и не должна, да еще вдобавок подскажет ей способ и подсунет для этого средство, тогда, уважаемая, общественный порядок начинает расшатываться..» (А. Сапковский, «Ведьмак: Сезон гроз»)

@темы: отчет, литература

URL
   

This is madness. This is Changan!

главная