Эдмунд Лейтон, В тревожные времена (1897)
(Edmund Leighton, In Time of Peril)
Эдмунд Лейтон писал очень романтические картины, мало связанные с реальностью. Но очень красивые и романтичные. (Его "Акколаду" видели все, это просто первый результат поиска на "посвящение в рыцари".) Что за эпизод изображен на картине, точно неизвестно. (Что за народ, эти художники? Пояснить за рисунки не могут!) Но однозначно что-то про средневековье. И рыцарей.
Про рыцарей. Все знают, что чудесный образ рыцаря - выдумка. На деле это было необразованное быдло, отличающееся от остального быдла тем, что имело деньги на лошадь, доспехи и оружие. (ОЧЕНЬ дорого.) Сиё явление выросло из института вассалитета, который грубо говоря, есть служба в обмен на землю. Имеющий землю феодал раздавал её своим вассалам (а те – еще своим вассалам), которые в нужное время должны были прийти к нему в боевом облачении. (Это не всегда происходило.)
Военная сила залогом любого успеха, но вот у королей раннего средневековья её было немного. Армия короля или крупного землевладельца состояла из его вассалов, и вассалов его вассалов, и вассалов вассалов их вассалов. И все они обеспечивали себя в походах сами, включая питание. Было это по причине как скудности ресурсов, так и беспросветного натурального обмена – деньги не были в ходу в раннем средневековье. А вот когда они более-менее в обиход вошли, по крайней мере, среди землевладельцев, то те стали массово откупаться от военной повинности. (Причем, стоило немало, половина годового дохода с земельного надела.) Так, со временем, рыцари, научившись откупаться от военных повинностей и передавать право владения землей сыновьям, отвыкли от военных дел и стали сытыми землевладельцами. Крупные землевладельцы ничем не отличались от королей: чеканили свою монету, издавали свои законы, имели свою армию. И чхали на законного короля.
В один момент случился даже дефицит рыцарей. И в них стали посвящать кого угодно.
Во так из наемных конников рыцари превратились в элиту, со всеми вытекающими. Жившее в своем мире привилегированное сословие, которое презирало все, что находилось за пределами замка. Христианство наделило рыцарство прекрасными идеалистическим чертами, которыми на деле рыцари не обладали. Идеальный рыцарь должен был быть щедрым, преданным, помогать сирым и убогим. На деле это были вооруженные бандиты, которые в свободное время кошмарили крестьян и насиловали крестьянок. Да, еще любили турниры. Не потому что прикольно потыкать друг друга пиками. Турниры были отличным средством заработать, ведь оружие, лошадь и доспехи побежденного доставались победителю, а это целое состояние. Второе, турниры были отличным средством блеснуть перед обычно спрятанной за стенами замка прекрасной дамой. Третье, на турнире можно было собраться и договориться о каком-нибудь мятеже. По этому причине короли очень не любили турниры и постоянно их запрещали. (С 1200 по 1348 гг в одной только Англии было издано 140 королевских эдиктов против турниров.) Как и церковь, потому что выпендрежники-рыцари тратили на турниры слишком много, вместо того чтобы пойти каких-нибудь сарацинов поубивать. К слову о них. Когда рыцари набежали на Святую землю сами знаете зачем, они очень сильно почувствовали свое убожество, столкнувшись с более развитой цивилизацией. Да-да, сарацины были куда более образованы и развиты, чем толпа немытого мужичья в железяках.
И напоследок о прекрасной даме (ПД). Служение ей было не более чем ролевой игрой. Каждый рыцарь должен был служить ПД, кровь из носу. Эта дама ему не была нужна на самом деле, суть была в служении, а не в результате, а культ дамы вырос из культа Девы Марии. И рыцарь, и дама имели свои супругов.