В детстве пёрло по
«Легенды и мифы Древней Греции» Н. Куна. (Фэнтэзи моего детства.) Наверное, не только меня.
А вы знали, что Кун не писал такой книги?
Он написал книгу
«Что рассказывали греки и римляне о своих богах» , ещё до революции, но в советском переиздании она стала книгой про греческие мифы и римскую часть оттуда почему-то выкинули. (Меня это здорово озадачило в своё время, потому что в конце очень маленький обрывок про римских богов торчал.)
В общем, Кун писал для гимназистов (и гимназисток) и много разврата, понятное дело, убрал. Поэтому знания об этих товарищах не совсем точные могут быть у тех, кто давно читал.
А в 90-х книгу Куна выпустили целиком и в ней он подчеркивал, что это не мифы, в которые греки и римляне верили, а мифы, которые они рассказывали. (Ещё в полном издании должны быть ссылки, откуда те или иные версии мифов брались.)
Версии мифов часто различались. Например, было несколько Апполонов, один из которых рожден Афиной после изнасилования Гефестом. (И это не мешало Афине быть девственницей. Даже дети от других богов не мешали. В миропредставление древних греков это вполне укладывалось.)
Дальше я буду писать, в основном, по лекциям
Барковой, «Введение в мифологию» , очень интересная книга, советую почитать её целиком. (Это именно что лекции, а не унылый учебник.)
читать дальше
Греческая мифология нам известна, главным образом, по отражению в искусстве, т.е. её авторский вариант. Еврипид, к примеру, сильно изменил миф о Медее, сделав её злодейкой, убившей собственных детей. В оригинальных мифах Медея и Ясон потеряли детей в Коринфе, где тех убили местные жители. Медея отправилась за мужем в ссылку и потеряла детей, это трагично, но все знают версию женоненавистника-Еврипида.
Возникновение мира в греческой мифологии не связано ни с чьей волей. Был хаос. И были Гея и Тартар. Гея – воплощение земли (не богиня!), Тартар, понятно, воплощение бездны. Затем появились свет, суша, и потом уже море. А дальше слоями пошел инцест. Гея, имеющая черты матери-прародительницы, (сама по себе) рожает Урана (еще не бог, а стихия), с которым вместе уже начинает рожать всякое.[ot](Хотя по логике, она бы могла рожать и дальше сама, но, видимо, это не так интересно.) [/of]
Такое:
Гекатонхейров, сторуких великанов. (Их Уран заточил в Тартар, откуда освободил Зевс, а потом снова отправил, но уже как охранников при титанах.)
Трёх циклопов, которые выковали Зевсу его гром и молнии.
Титанов. Тут много, из них старший – Океан. У титана Япета три сына: Атлант, Прометей, Эпиметей. Двое последних, развлекаясь, создали людей. (В смысле, из подручных средств создали, лулза ради.) Прометей, кстати, воровал огонь не из героических побуждений, а чтоб наслоить богам. (И ворует он не просто огонь, который горит, а огонь мудрости.) Этот его поступок в последствии сильно облагородился в искусстве. Но всё же, Прометей, это трикстер вроде Локи, а не героический чувак.
Один из младших титанов – это Крон. (Ещё не бог.)
И вот этот Крон, по просьбе матери, расправляется с Ураном, который кидает всех детей в Тартар. Он отрезает ему член и бросает его в море.
И тут я хочу всех послать к Фридману и его книге «Пенис. История взлётов и падений» . Момент про член Урана, брошенный в море, он освещает подробно. (В первой трети книги совершенно прекрасное описание задвигов древних на пенисе: как древние греки и египтяне его обожали, а европейские христиане панически боялись.) У древних пенисы в норме рожали сами по себе. Из спермы Урана в волнах родилась Афродита Это ещё один момент, который обычно не рассказывают экскурсоводы в Эрмитаже. Афродита де родилась из пены. Мне всегда казалось ее рождение странным. Тут вон Крон отца уродует на берегу. Нашла время. Не из пены она родилась, не из пены.
А Крона убивает Зевс. Именно Крон ел своих детей. (Иногда путают, и приписывают это Урану.)
Но не всех успел, потому что у Крона и Реи было 6 детей: Аид и Гестия, Посейдон и Деметра, Зевс и Гера. Все сиблинги и одновременно три пары супругов.
Рея – тоже сестра Крону, как вы понимаете. Инцест укрепляет семью.
Аид и Гестия, они боги, не такие активные, как все остальные. У них не было храмов и жрецов. (Наличие оных является признаками бога.) И слабая антропоморфность. Аид, бог царства мёртвых, кто ему будет в здравом уме ставить храмы? Гестия – богиня домашнего очага, смысла ей делать храмы не было, любой очаг – её храм.
Посейдон и Деметра – уже почти «полноценные» боги, но всё ещё больше персонификации природных явлений. (Посейдон фигурирует как полноценный герой только в мифе про похищение дочери Деметры Коры, которая позже будет отождествлена с богиней преисподней Персефоной (изначально это две разные богини).)
А вот Зевс и Гера – полноценные личности, наделенные уже личностными (и не очень приятными) характеристиками. (Зевс, как известно, был мстительный потаскун, а Гера была самая склочная из богинь.)
И немного о богах.
Апполон у греков устойчиво связан с гомосексуальной любовью. (Причем, именно с романтической, а не физиологической часть.) Почему-то ему очень не везло с женщинами. Нимфа Дафне предпочла превратиться в лавр, Кассандра его обманула (получив, дар прорицания, тоже убегает куда-то). Зато с мужчинами у него всё получалось. Гиацинт, Кипарис, и т.п. (Странные женщины были. Хотя, не исключено, что Апполон просто всё время подкатывал к лесбиянкам.)
Дионис – единственный рождённый от земной женщины бог. (Обычно так рождаются герои.) И хотя обычно он рождается из бедра Зевса, на самом деле его зачала царевна Семела, просто она умерла, не доносив ребенка, поэтому Зевс зашил его себе в бедро. Когда уже пролайферы начнут так делать?) У Диониса не было храмов, дионисские оргии происходили на природе. (И участвовали там и мужчины тоже, а не только прекрасные женщины и какие-то фавны.)