The Song of Achilles, Madeline Miller (2011)
Песнь об Ахилле, Мадлен Миллер




Про что: Ахилл и троянская война глазами Патрокла. (Все: Кто такой Патрокл?)
Сегодня без пяточек! Неуязвимость Ахилла появилась в послегомеровские вермена. В "Иллиаде" и "Одиссее" Гомера он просто полубог, которого убить сложно, но не невозможно.

Не нравятся мне древнегреческие мифы. И повествование от первого лица - не.
И любовные романы.
Но эта книга охуенна!
Ничто не предвещало. (Как она вообще ко мне попала?)

Особенно сильно понравились стиль и язык. Миллер пишет краткими, сжатыми, максимально информационными предложениям. Чем напоминает Паланика. (Уровень оптимизма тоже примерно ближе к паланиковскому, но не совсем чтоб сразу бежать вешаться хотелось... Пойти твёрдым шагом, скорее.)
Ничего лишнего.
(Из-за чего персонажи (слава богу!) очень мало, например, говорят.)

Кроме того, автор (преподаватель латинского и греческого, т.е. понимающий в сабже) сумела воссоздать убедительный мир древней мифической Греции, где во глава угла стояло писькомеренье.
Где мужики занимаются бессмысленной войной ради славы и богатств. Женщины - грязь под ногтями.
(Женщины создают, мужчины эффективно разрушают. Красота.)

...It was customary for a palace to have a full complement of nobly born women as servants for the mistress of the house. But Peleus had no wife in the palace, and so the women we saw were mostly slaves. They had been bought or taken in warfare, or bred from those who were. During the day they poured wine and scrubbed floors and kept the kitchen. At night they belonged to soldiers or foster boys, to visiting kings or Peleus himself. The swollen bellies that followed were not a thing of shame; they were profit: more slaves. These unions were not always rape; sometimes there was mutual satisfaction and even affection. At least that is what the men who spoke of them believed.

Мир, в котором жить уже не хочется.

СПОЙЛЕРОТА!