Гейша. Делби Л. – М.: Крон-пресс, 1999. – 383 с.

Лиза Делби, автор книги, в восьмидесятых прожила 14 месяцев в Японии, работая гейшей для того чтобы написать диссертацию по этой теме. (Следует так же от себя добивать, что жила она в Японии с детства, правда, не все время.) Книга познавательна, но качество прилагаемых иллюстраций ужасно. К сожалению, в сознании обычных людей, даже японцев, гейша - это синоним проститутки, только дорогой, а это не так. Гейши – это актрисы, владеющие традиционными искусствами и развлекающими гостей в прямом смысле слова. Секс в их обязанности не входил, но иметь «патрона» было вполне естественно. Дальше я не буде распинаться, кому интересно, может найти нужную информацию в Интернете или даже на книжных полках. Ниже я приведу несколько интересных фактов.



1. Главное содержание искусства гейши: ведение засики (банкета по-нашему), а именно: танцевать/петь/играть на сямисэне, наливать гостям саке, вести беседу (прерогатива более старших гейш).

2. Гейши не едят во время банкета, они едят до или после (если что останется).

3. "Двойная регистрация" - термин со времен, когда проституция была официально разрешена. На занятие проституцией и "гейшеством" были 2 разные лицензии, получить которые одна женщина не могла. Поэтому женщины из низших слове бывало работали проститутками в одном районе, а потом переезжали в другой как гейши.

4. Проститутки в Японии назывались Юдзё.

5. Золотой Век Гейши - 60е годы 19ого века.

6. Гейши были законодательницами моды, народные песни и всякие новшества в одежде, свойственные районам были изобретением гейш. Сегодня они стали хранительницами традиций, так как единственные, кто носят кимоно и делают это правильно.

7. Сямисен - это традиционный музыкальный (трехструнный) инструмент гейш. Его обтягивают мягкой кожей - собачей у дешевых и кошачей - у дорогих "моделей". (Сямисен выглядит так. Не путать с кото – это более громоздкий инструмент, на котором играли придворные дамы.)

8. Гейша - антипод жены. Грациозность, остроумие, сексуальность, умение поддержать беседу, независимость - все это не свойственно жене.

9. Гейши получали несравнимо больше других работающих женщин, но из путь был труден и выйти замуж они не могли.

10. Проданные бедными родителями девочки (10-12 лет) проходили следующее распределение: слуги, ученицы гейши, если есть способности, а если нет - рабочая сила в бордели. Участь последних была особенно печальна.

11. Традиционно время работы гейши исчисляется палочками (время за которое сгорает 1 ароматическая палочка), 1 палочка - 30 минут. Минимальное время - 3 палочки. В 1975 году 1 палочка стоила 1220 йен = 4 доллара.

12. Имена гейш "делались" таким образом: 1ый слог общины + еще один слог из собственного имени или какого другого места.

13. Несколько лет девушка ходит в майко, затем она становится равноправной гейшей. Перед получением звания майко есть период "наблюдения и подражания". Раньше - майко становились в 11-12 лет, и гейшей - в 17-20. Переход в гейши был связан с вступлением в половую жизнь. Сейчас - майко становятся не раньше 17 и гейшей - к 22 - 24 годам. Если женщина пришла в гейши слишком поздно (в 22 и более), она минует период майко, но ее считают как бы неполноценной.

13. "Медаль почета майко" - плешка на голове к старости, из-за ношения с ранних лет (10-12) прически майко.

14. Исторические гейш-центры Японии - Киото и Токио. В первом к гейше относились с большим уважением. Сейчас общины гейш можно найти только здесь; гейши, обитающие на курортных источниках имеют довольно "скользкую" репутацию - чаще всего это смесь гейши и проститутки.

15. Хотя бывает, в банкетных залах курортов вывешивают плакат в вроде: "Дорогие гости, наши гейши - это актрисы!"



Отрывок из книги про цвета и фасоны кимоно – для тех, кто хочет знать больше и быть луче. >> читать дальше





69. Рю Мураками.

Читаем на задней стороне издания: "Мураками, да не тот. Не Путать с Харука, который по последним данным "Афиши" выходит из моды. Рю Мураками только входит. \Независимая газета\

"Среди самых популярных японских писателей я назвал бы Мураками Рю."\Григорий Чхартишвилли\

Cудя по первой аннотации, "Афиша" диктует правила жизни (хотя, в общем-то, логично: одного автора прочитали, пора дружною толпою читать другого); судя по второму - на отечественном книжном рынке японские писатели практически игнорируются.

А вот еще (вообще шедевр): "Конечно, кроме политики в книге полно и других проблем: секс, одноклассники, уличные банды, консервативно окружение, но литература тем и отличается от теории, что теория показывает как развязывать запутанные узлы в своем сознании, в литература только наглядно демонстрирует, насколько крепко они затянуты." \Коммунист.ru\

Сами поняли что написали? (Даже если и поняли, с третьего раза, так спешу опечалить – эту фразу можно приклеить к каждой второй книге сегодня.)



Я ничего не понимаю в литературе. Потому что такая посредственная литература в моде и почете - и мне это не понятно. (Вообще-то, трудно судить о мастерстве писателя, читая перевод…) От Харуки Мураками, по сути своей (т.е. по теме и настрою), отличий нет. Я, по крайней мере, не вижу их. Тот же пустой герой, типаж, который вызывает лишь ощутимую неприязнь - ограниченный человек, без мечты или намеков на добродетельные качества. Не это ли герой нашего времени? Мол, он вспоминает молодость. Про таких, как он, обычно говорят, - коптят небо: им всегда все не нравится, но убить себя как-то не получается. Значит, год 1969. Вот. 17-илетний недоносок-герой учится в опостылевшей школе в провинциальном городке. Интересов у него в жизни хоть отбавляй - заграничная музыка и девки, которые называются не иначе как "телки" и оцениваются только по фасаду и титькам. Из насущных проблем - выпендриться перед окружающими своим знанием всяких модных вещей (кино, музыка и т.д.) и избавиться от девственности. Школьные учителя - все уроды; ровесники - так же нравственно и духовно развиты, как герой, с градацией по шкале дебилизма - чуть выше или чуть ниже; девки делятся на "уродин" и "хорошеньких", первых, конечно же, заметно больше, от чего жить становится невыносимо тяжело. Вместе с одноклассниками он задумывает сначала: написать какую-то чушь на здании школы и устроить фестиваль самобытной группы. Все это ему удается и он счастлив. Я думаю, читатели, похожие на него, тоже будут счастливы - о них, можно сказать, создается литература. И она прекрасно развивает в молодом поколении все мыслимые человеческие качества.