Bret Hinsch, Women of Early Imperial China
Rowman & Littlefield Publishers, Inc. (2002)

Данная монография посвящена роли женщины в ранние эпохи истории Китая, то есть, главным образом в эпохи Цинь - Хань (т.е. 3 в. до н.э. - 3 в н.э.). Как-то нетипично для мужчины-историка. Мужчины пишут о войне и политике, такие глупости как женская доля, быт и бинтование ножек их не волную, эти темы изучают исключительно женщины.
читать дальшеЭта работа только укрепила мои подозрения: чем древнее времена, тем больше у китайских женщин было каких-то прав и намека свобод.
Возьмем к примеру идею о "целомудрии женщин", в частности, что женщина может выйти замуж лишь 1 раз. Эта утопическая идея впервые появилась в эпоху Хань и культивировалась некоторыми "мыслителями", а вот через несколько веков, в эпоху Сун, уже стала вовсю внедряться в умы и практиковаться, по крайней мере среди более-менее зажиточного общества. По мнению автора, причиной здесь были вовсе не какие-то там моральные идеи о чистоте, а финансовые соображения и забота о сохранении престижа. При Хань женщины (это подкрепляется остатками документов) могли владеть собственностью, по крайней мере аристократки (сохранились упоминания злодейских злодеях эпохи Троецарствия, которые были настолько злодеи, что отнимали даже земли у императорских дочерей). Что касается более простого народа, то опять же, женщины могли брать финансовое управление домом в свои руки даже при живом супруге. (Вещь немыслимая в последние тысячу лет китайской истории.) К тому же при Хань появилась традиция передачи приданного, в которое могли входить не только тряпки, но и слуги, животные и недвижимость, которые, вестимо, активно использовались в повседневной жизни . Таким образом, развод или смерть супруга приводили к тому, что семья мужа с уходом невестки могла потерять кусок финансового состояния, что могло быть крайне плохо для тогдашнего общества, жившего главным образом, натуральным обменом. Это было невыгодно, вот и стали внедрять мысль о том, что замуж - это навсегда, чтобы женщина со своим приданным оставалась в семье и никуда не уходила. (Размер приданного вполне мог дать ей возможность начать новую жизнь, ведь само приданное, по сути, было этаким страховым залогом самой женщины. Оно всегда оставалось за ней.) При Сун, когда благосостояние жителей значительно выросло и началась активная урбанизация, женщины стали "мерилами престижа". Семья, приобретая невестку из знатного рода, приобретала авторитет, больший вес в обществе. Уход же её сразу же приводил к тому, что семья теряла авторитет. Следовательно, надо было этому всячески помешать.
Крестьяне же, естественно, эти утопии чаще всего игнорировали, просто потому что им это было совершенно не практично. (К слову сказать, и истории о добродетельных женщинах претерпели некоторые перемены. Если в эпоху Хань они включали очень даже действенных женщин, вроде дочерей, которые ныряли на дно озер за телами отцов (т.е. проявляли несвойственную женщине самостоятельность), то к эпохе Тан всё скатилось к банальному самоубийству или саморазрушению. Вроде, не хочу повторно замуж - повесилась/отрезала нос и ничего больше.)
Впрочем, дидактический идеи можно встретить ещё и в эпоху Хань. Как, скажем, рисунки с гробниц, на которых изображены добродетельные женщины: жена, которая предпочла утонуть при потопе, нежели покинуть дом без разрешения мужа, или вдова, сгоревшая заживо, но отказавшаяся выйти из дома на люди.
Добродетельная женщина сгорает при пожаре, отказавшись показаться на людях. (Реконструкция рисунка в гробнице в Шаньдуне.)

Лян Гаосин отрезает себе нос, чтобы избежать повторного замужества. (Реконструкция рисунка в гробнице в Шаньдуне.)

(Г-жа?) Цзян предпочитает утонуть во время наводнения, чем покинуть дом без разрешения мужа.

Семья и связи
В раннюю эпоху государство стремилось создать стабильное общество. Но здесь случается конфликт между главными конфуцианскими ценностями: между служением государству и долгу перед семьей. Слишком большая преданность семье, когда то, что сын покрывает преступления отца, а отец - преступления сына - это похвальный акт, создают опасную ситуацию. Что делать? Пришли на помощь принцип иерархии: дитя не может доносить на родителя/прародителя, родитель/прародитель - может доносить на дитя. Жена не может свидетельствовать против мужа, муж обязан донести на жену. Жена не несет наказания, если скрывает преступления мужа, муж несет наказание, если скрывает преступление жены. (При Цинь здесь не мелочились - сразу смертная казнь.) Исключение было лишь в случае сын-мать. Добродетельный сын обязан защитить мать, если ей угрожает наказание, отец защищать дочь в аналогичном случае не обязан. Уважение к бабушке должно быть не меньше, чем к матери.
Свадьба и развод
Что касается брачных ритуалов, то первые систематизированные брачные законы появились лишь при династии Северная Ци (550 - 577). До этого свадьбы игрались в соответствии с местными традициями и споры решались так же. В период накануне объединения страны царством Цинь традиции так вообще были совершенно разные. Скажем, в одном из документов, датированных эпохой Хань есть упоминание о судебном случае, имевшем место в 3 в. до н.э. Трое мужей одной женщины поспорили насчет порядка наследования, так как женщина родила 4 детей. Не сумев решить вопрос полюбовно, они отправились в суд. Судья же, происходивший из других земель, пришел в ужас и велел всех троих казнить за такой разврат, а детей оставить матери. Сам факт того что истцы не стеснялись обратить с таким делом в суд говорил о том, что в тех краях подобная практика была нормальным делом и сами истцы ничего предосудительного в ней не видели.
При Цинь полигамия наказывалась смертной казнью. Полигамия, в смысле, наличие 2 главных жен. Как вы знаете, в Китае главная жена была всегда 1. (Т.е. теоретически, китайский брак был моногамный.) Наложницы (которые, кстати, были уделом лишь особо богатых) были на положении, больше сходным с положением рабов. Их покупали (это было их главное отличие от жены, которую не покупали) и дарили. И хотя официального статуса раба они не имели, всё же, их судьба была незавидной. Империя Цинь старалась контролировать все аспекты жизни подданных. Вдовы без детей могли выходить замуж, но вдовы с детьми были уже навсегда привязаны к семьям своих покойных супругов и выходить замуж не могли. Правда, на стеле, возведенной в честь Цинь Ши-Хуана указано, что первый император запретил повторный брак не только вдовам с детьми, но и вдовцам в аналогичном положении.
При Хань правительственное регулирование браков и разводом прекратилось и снова все стало проводиться в соответствии с местными обычаями. Это дало мужчинам возможность с легкостью разводиться (тут в действии все те же 7 причин), но в то же время, женщины тоже могли инициировать развод. Хотя для них это было значительно сложнее, всё же, разводы по инициативе жены при Хань случались.
Колдовство
В эпоху Хань колдовство, вероятно, было самым страшным преступлением. Его же больше всего и боялись. И, как правило, колдовство часто ассоциировалось с женщинами, ведь в силу своей природы они имели особую связь с потусторонним. При дворе страх колдовства достиг размеров истерии. Конечно же, страх перед колдовством использовался и в политических целях. К примеру, первая жена императора У, императрица Чэнь (правл. 141 - 130 гг до н.э.), которая не могла родить сына, потеряла свою власть по обвинению в колдовстве её дочери. В итоге развернувшейся охоты на колдунов погибли 300 человек, а сама императрица была помилована, но лишилась титула и стала рядовой наложницей. (Пришедшая ей на замени императрица Вэй (129 - 191 гг до н.э.) хоть и смогла продержаться у власти много лет, также в итоге была уничтожена вместе со своей семьей в результате обвинений в колдовстве.)
Материнство
Материнство было самой сильной социальной ролью женщины в раннюю эпоху. Оно же было самым сильным источником власти. Мать обладала огромной властью над детьми, и хотя многие моралисты и старались применить здесь патриархальный принцип, установив правило, по которому мать должна подчиняться взрослым сыновьям, на практике же, как правило, именно сыновья слушались мать. В "Книге Ритуалов" (Ли цзи) говорится, что ежели отец умер, а мать жива, сын не может прикоснуться к пище вперед неё. Любовь к матери было очень важной обязанностью любого дитя. (Отсюда, к слову сказать, и 3-4 года (в идеале) траура по родителю. Считалось, что 4 года это срок, необходимый родителям, чтобы поднять дитя на ноги. 4 года родители терпят лишения, следовательно, 3-4 года траура - это возвращение долга сына/дочери.) Сын обязан почитать мать не только при жизни, но и после смерти. Однако, со временем власть матери ослабевала. Эпоха Хань была той эпохой, когда матери пользовались особым почитанием. При Сун, примеру, они уже не имели такой власти над детьми. Постепенно моралисты изменили характер отношений мать-сын. Мать должна была жертвовать всем ради сына, в то время как требования к сыну, жертвовать ради матери, стали скромнее. Постепенно на первый план вышли обязанности жертвовать собой ради мужского потомства. В целом, женщина стала достойна похвалы, только если она действовала в интересах мужчин.
Дин Лань преклоняется перед статуей умершей матери. (Реконструкция рисунка в гробнице в Шаньдуне.)

Трансформация Инь/ян
Я думаю, при упоминании инь/ян многие сразу думают о равновесии и "равности" элементов, но это не так. Концепция инь/ян представляла собой равные элементы лишь в самом начале своего появления (приблизительно 4 век до нашей эры), когда эти два элемента олицетворяли парные силы природы вроде ночи/дня. Как только инь/ян стали олицетворять мужское и женское начала, равноправие их исчезло и появилась иерархия. (Случилось это приблизительно в эпоху Хань, то есть, на рубеже нашей и не нашей эры.) Инь и ян - это два неравноправных элемента. Один всегда подчиняется другому. Такова суть мира. Многие китайские мудрецы были уверены, что парные элементы просто не могут быть равноправными в принципе. Одно всегда подчиняется другому. "А и то, что не А." (И в этом - суть китайского представления о мире вообще.)
Помимо инь/ян у китацев были и другие пары для символики мужского/женского. Например, Небо и Земля. Безусловно, Небо было выше земли, ведь оно было физически выше. Кроме того, оно "одаряло" землю влагой и дарило ей солнце. Благодаря Небу Земля рождала всё живое. То, что важность Неба значительно превосходит важность Земли, была неоспорима. В концепте Инь/ян было тоже самое. Инь - женское, темное, пассивное, не созидательное, в то время как ян - мужское, светлое, активное и созидательное. Со временем элемент Инь стал ассоциироваться также и со всем негативным - со смертью, тьмой и в итоге со злом. Этот принцип активно использовался против женщин, так как некоторое сосредоточение власти в руках женщин в ранние эпохи истории Китая не давало спать ученым мужам веками. Дальше больше - не соблюдение законов природы/космоса ведёт к нарушению баланса, катаклизмам, бедам. Жена должна подчиняться мужчине, если это правило нарушится, быть катастрофе (конец света). Особо невыносимые страдания причиняли сочинителям браки императорских дочерей, ведь как ни крути, они были выше по положению к своим мужьям в виду происхождения, а следовательно, катастрофа неминуема. Мысль, внедряема веками (и успешно внедренная) была проста: как бы недостоин по происхождению был бы муж, он все равно выше жены, как бы подл и глуп он ни был по сравнению с ней, он всё равно прав и его надо слушать. Правда, в отношении дочерей императора эти космически законы так и не работали.
Эту же логику один из мыслителей использовал, скажем, для того чтобы объяснить, почему же женщина уходит в дом мужа: женщина - пассивная и не может творить/решать/действовать, только присоединившись к умеющему осуществлять это мужчине, она может реализоваться.
Rowman & Littlefield Publishers, Inc. (2002)

Данная монография посвящена роли женщины в ранние эпохи истории Китая, то есть, главным образом в эпохи Цинь - Хань (т.е. 3 в. до н.э. - 3 в н.э.). Как-то нетипично для мужчины-историка. Мужчины пишут о войне и политике, такие глупости как женская доля, быт и бинтование ножек их не волную, эти темы изучают исключительно женщины.
читать дальшеЭта работа только укрепила мои подозрения: чем древнее времена, тем больше у китайских женщин было каких-то прав и намека свобод.
Возьмем к примеру идею о "целомудрии женщин", в частности, что женщина может выйти замуж лишь 1 раз. Эта утопическая идея впервые появилась в эпоху Хань и культивировалась некоторыми "мыслителями", а вот через несколько веков, в эпоху Сун, уже стала вовсю внедряться в умы и практиковаться, по крайней мере среди более-менее зажиточного общества. По мнению автора, причиной здесь были вовсе не какие-то там моральные идеи о чистоте, а финансовые соображения и забота о сохранении престижа. При Хань женщины (это подкрепляется остатками документов) могли владеть собственностью, по крайней мере аристократки (сохранились упоминания злодейских злодеях эпохи Троецарствия, которые были настолько злодеи, что отнимали даже земли у императорских дочерей). Что касается более простого народа, то опять же, женщины могли брать финансовое управление домом в свои руки даже при живом супруге. (Вещь немыслимая в последние тысячу лет китайской истории.) К тому же при Хань появилась традиция передачи приданного, в которое могли входить не только тряпки, но и слуги, животные и недвижимость, которые, вестимо, активно использовались в повседневной жизни . Таким образом, развод или смерть супруга приводили к тому, что семья мужа с уходом невестки могла потерять кусок финансового состояния, что могло быть крайне плохо для тогдашнего общества, жившего главным образом, натуральным обменом. Это было невыгодно, вот и стали внедрять мысль о том, что замуж - это навсегда, чтобы женщина со своим приданным оставалась в семье и никуда не уходила. (Размер приданного вполне мог дать ей возможность начать новую жизнь, ведь само приданное, по сути, было этаким страховым залогом самой женщины. Оно всегда оставалось за ней.) При Сун, когда благосостояние жителей значительно выросло и началась активная урбанизация, женщины стали "мерилами престижа". Семья, приобретая невестку из знатного рода, приобретала авторитет, больший вес в обществе. Уход же её сразу же приводил к тому, что семья теряла авторитет. Следовательно, надо было этому всячески помешать.
Крестьяне же, естественно, эти утопии чаще всего игнорировали, просто потому что им это было совершенно не практично. (К слову сказать, и истории о добродетельных женщинах претерпели некоторые перемены. Если в эпоху Хань они включали очень даже действенных женщин, вроде дочерей, которые ныряли на дно озер за телами отцов (т.е. проявляли несвойственную женщине самостоятельность), то к эпохе Тан всё скатилось к банальному самоубийству или саморазрушению. Вроде, не хочу повторно замуж - повесилась/отрезала нос и ничего больше.)
Впрочем, дидактический идеи можно встретить ещё и в эпоху Хань. Как, скажем, рисунки с гробниц, на которых изображены добродетельные женщины: жена, которая предпочла утонуть при потопе, нежели покинуть дом без разрешения мужа, или вдова, сгоревшая заживо, но отказавшаяся выйти из дома на люди.
Добродетельная женщина сгорает при пожаре, отказавшись показаться на людях. (Реконструкция рисунка в гробнице в Шаньдуне.)

Лян Гаосин отрезает себе нос, чтобы избежать повторного замужества. (Реконструкция рисунка в гробнице в Шаньдуне.)

(Г-жа?) Цзян предпочитает утонуть во время наводнения, чем покинуть дом без разрешения мужа.

Семья и связи
В раннюю эпоху государство стремилось создать стабильное общество. Но здесь случается конфликт между главными конфуцианскими ценностями: между служением государству и долгу перед семьей. Слишком большая преданность семье, когда то, что сын покрывает преступления отца, а отец - преступления сына - это похвальный акт, создают опасную ситуацию. Что делать? Пришли на помощь принцип иерархии: дитя не может доносить на родителя/прародителя, родитель/прародитель - может доносить на дитя. Жена не может свидетельствовать против мужа, муж обязан донести на жену. Жена не несет наказания, если скрывает преступления мужа, муж несет наказание, если скрывает преступление жены. (При Цинь здесь не мелочились - сразу смертная казнь.) Исключение было лишь в случае сын-мать. Добродетельный сын обязан защитить мать, если ей угрожает наказание, отец защищать дочь в аналогичном случае не обязан. Уважение к бабушке должно быть не меньше, чем к матери.
Свадьба и развод
Что касается брачных ритуалов, то первые систематизированные брачные законы появились лишь при династии Северная Ци (550 - 577). До этого свадьбы игрались в соответствии с местными традициями и споры решались так же. В период накануне объединения страны царством Цинь традиции так вообще были совершенно разные. Скажем, в одном из документов, датированных эпохой Хань есть упоминание о судебном случае, имевшем место в 3 в. до н.э. Трое мужей одной женщины поспорили насчет порядка наследования, так как женщина родила 4 детей. Не сумев решить вопрос полюбовно, они отправились в суд. Судья же, происходивший из других земель, пришел в ужас и велел всех троих казнить за такой разврат, а детей оставить матери. Сам факт того что истцы не стеснялись обратить с таким делом в суд говорил о том, что в тех краях подобная практика была нормальным делом и сами истцы ничего предосудительного в ней не видели.
При Цинь полигамия наказывалась смертной казнью. Полигамия, в смысле, наличие 2 главных жен. Как вы знаете, в Китае главная жена была всегда 1. (Т.е. теоретически, китайский брак был моногамный.) Наложницы (которые, кстати, были уделом лишь особо богатых) были на положении, больше сходным с положением рабов. Их покупали (это было их главное отличие от жены, которую не покупали) и дарили. И хотя официального статуса раба они не имели, всё же, их судьба была незавидной. Империя Цинь старалась контролировать все аспекты жизни подданных. Вдовы без детей могли выходить замуж, но вдовы с детьми были уже навсегда привязаны к семьям своих покойных супругов и выходить замуж не могли. Правда, на стеле, возведенной в честь Цинь Ши-Хуана указано, что первый император запретил повторный брак не только вдовам с детьми, но и вдовцам в аналогичном положении.
При Хань правительственное регулирование браков и разводом прекратилось и снова все стало проводиться в соответствии с местными обычаями. Это дало мужчинам возможность с легкостью разводиться (тут в действии все те же 7 причин), но в то же время, женщины тоже могли инициировать развод. Хотя для них это было значительно сложнее, всё же, разводы по инициативе жены при Хань случались.
Колдовство
В эпоху Хань колдовство, вероятно, было самым страшным преступлением. Его же больше всего и боялись. И, как правило, колдовство часто ассоциировалось с женщинами, ведь в силу своей природы они имели особую связь с потусторонним. При дворе страх колдовства достиг размеров истерии. Конечно же, страх перед колдовством использовался и в политических целях. К примеру, первая жена императора У, императрица Чэнь (правл. 141 - 130 гг до н.э.), которая не могла родить сына, потеряла свою власть по обвинению в колдовстве её дочери. В итоге развернувшейся охоты на колдунов погибли 300 человек, а сама императрица была помилована, но лишилась титула и стала рядовой наложницей. (Пришедшая ей на замени императрица Вэй (129 - 191 гг до н.э.) хоть и смогла продержаться у власти много лет, также в итоге была уничтожена вместе со своей семьей в результате обвинений в колдовстве.)
Материнство
Материнство было самой сильной социальной ролью женщины в раннюю эпоху. Оно же было самым сильным источником власти. Мать обладала огромной властью над детьми, и хотя многие моралисты и старались применить здесь патриархальный принцип, установив правило, по которому мать должна подчиняться взрослым сыновьям, на практике же, как правило, именно сыновья слушались мать. В "Книге Ритуалов" (Ли цзи) говорится, что ежели отец умер, а мать жива, сын не может прикоснуться к пище вперед неё. Любовь к матери было очень важной обязанностью любого дитя. (Отсюда, к слову сказать, и 3-4 года (в идеале) траура по родителю. Считалось, что 4 года это срок, необходимый родителям, чтобы поднять дитя на ноги. 4 года родители терпят лишения, следовательно, 3-4 года траура - это возвращение долга сына/дочери.) Сын обязан почитать мать не только при жизни, но и после смерти. Однако, со временем власть матери ослабевала. Эпоха Хань была той эпохой, когда матери пользовались особым почитанием. При Сун, примеру, они уже не имели такой власти над детьми. Постепенно моралисты изменили характер отношений мать-сын. Мать должна была жертвовать всем ради сына, в то время как требования к сыну, жертвовать ради матери, стали скромнее. Постепенно на первый план вышли обязанности жертвовать собой ради мужского потомства. В целом, женщина стала достойна похвалы, только если она действовала в интересах мужчин.
Дин Лань преклоняется перед статуей умершей матери. (Реконструкция рисунка в гробнице в Шаньдуне.)

Трансформация Инь/ян
Я думаю, при упоминании инь/ян многие сразу думают о равновесии и "равности" элементов, но это не так. Концепция инь/ян представляла собой равные элементы лишь в самом начале своего появления (приблизительно 4 век до нашей эры), когда эти два элемента олицетворяли парные силы природы вроде ночи/дня. Как только инь/ян стали олицетворять мужское и женское начала, равноправие их исчезло и появилась иерархия. (Случилось это приблизительно в эпоху Хань, то есть, на рубеже нашей и не нашей эры.) Инь и ян - это два неравноправных элемента. Один всегда подчиняется другому. Такова суть мира. Многие китайские мудрецы были уверены, что парные элементы просто не могут быть равноправными в принципе. Одно всегда подчиняется другому. "А и то, что не А." (И в этом - суть китайского представления о мире вообще.)
Помимо инь/ян у китацев были и другие пары для символики мужского/женского. Например, Небо и Земля. Безусловно, Небо было выше земли, ведь оно было физически выше. Кроме того, оно "одаряло" землю влагой и дарило ей солнце. Благодаря Небу Земля рождала всё живое. То, что важность Неба значительно превосходит важность Земли, была неоспорима. В концепте Инь/ян было тоже самое. Инь - женское, темное, пассивное, не созидательное, в то время как ян - мужское, светлое, активное и созидательное. Со временем элемент Инь стал ассоциироваться также и со всем негативным - со смертью, тьмой и в итоге со злом. Этот принцип активно использовался против женщин, так как некоторое сосредоточение власти в руках женщин в ранние эпохи истории Китая не давало спать ученым мужам веками. Дальше больше - не соблюдение законов природы/космоса ведёт к нарушению баланса, катаклизмам, бедам. Жена должна подчиняться мужчине, если это правило нарушится, быть катастрофе (конец света). Особо невыносимые страдания причиняли сочинителям браки императорских дочерей, ведь как ни крути, они были выше по положению к своим мужьям в виду происхождения, а следовательно, катастрофа неминуема. Мысль, внедряема веками (и успешно внедренная) была проста: как бы недостоин по происхождению был бы муж, он все равно выше жены, как бы подл и глуп он ни был по сравнению с ней, он всё равно прав и его надо слушать. Правда, в отношении дочерей императора эти космически законы так и не работали.
Эту же логику один из мыслителей использовал, скажем, для того чтобы объяснить, почему же женщина уходит в дом мужа: женщина - пассивная и не может творить/решать/действовать, только присоединившись к умеющему осуществлять это мужчине, она может реализоваться.
@темы: история, Китай, литература
Вот из-за этого:
Этот принцип активно использовался против женщин, так как некоторое сосредоточение власти в руках женщин в ранние эпохи истории Китая не давало спать ученым мужам веками. Дальше больше - не соблюдение законов природы/космоса ведёт к нарушению баланса, катаклизмам, бедам. Жена должна подчиняться мужчине, если это правило нарушится, быть катастрофе (конец света).
и пр.
да нет, сами факты агрессию вызывает - у меня сразу внутренняя феминистка просыпается и давай крушить призраков древних китайцев направо и налево.
При всей моей любви к Китаю))
А всё потому, что Конфуцию кто-то не дал.