Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний Маст-рид, чтоб знать в общих чертах как жили крестьяне в дореволюционной России. (А сказочников, представляющих ее как некую волшебную страну с кисельными берегами, румяными младенцами в рожающими в поле суперменшами, нужно заставлять читать принудительно.) Собственно, это даже не книга, а сборник заметок, изданных полвека спустя после смерти автора.
О возрасте заключения брака
Лет двадцать — тридцать тому назад выходили замуж лет шестнадцати — девятнадцати, женились в восемнадцать — двадцать. В виде более или менее редких исключений испрашивали разрешения архиерея женить малого, не достигшего еще восемнадцатилетнего возраста. Гораздо реже выдавали девушек пятнадцати лет. Хотя и опасным считалось для девушки засидеться в девках до двадцати лет («обегать станут женихи»), на девушку все-таки смотрели в семье, как на рабочую силу, а следовательно, дорожили ею и не торопились сбыть с рук. Малого же потому торопились женить, что таким способом приобреталась для семьи лишняя рабочая сила… Всякая баба с нетерпением ждет возможности заполучить себе «перемену» в [I]лице молодой невестки.
«Мужики в любом возрасте – завидные женихи»
Лет пятнадцать-двадцать тому назад мужчина с усами и бородкой считался уже старым — «люди засмеют, ежели за старого замуж выйти». Разумеется, могли засмеять люди, ежели и на старой деве жениться. Девушки за двадцать лет нередко выходили за вдовых, хотя, в общем, считалось самым подходящим, чтобы вдовец женился на вдове. читать дальше

@темы: история, литература