понедельник, 16 сентября 2019
Elvenblood,Andre Norton / Mercedes Lackey( «Эльфийское отродье» Андрэ Нортон, Мерседес Лэки)
Испанский стыд а.к.а. "Игра престолов" так расстроила меня, что захотелось почитать чего-то легкого про драконов.. И тут!
Имя одного (из двух) авторов ввело в заблуждение, померещилось, это мужчина. Но по мере прочтения сомнения подтвердились. Бабофентези. (Чтоб никто не обижался, мужикофентези страдает своими недостатками и я не знаю, что читать страшнее.)
Никто за всю книгу не умер, ни одной постельной сцены и инцест не укрепил семью.
Это подростковое фэнтези, хоть и с очень небольшим рейтингом. И для подросткового фэнтези написано весьма хорошо. (Я про оригинал на английском, если что.) Я бы смело давала читать детям-подросткам. Язык очень хороший. Возможно, придираться к этому жанру сильно и не стоит, ведь, вроде как, низкий жанр, целевая аудтория схавает всё, что дашь. Но раз уж мы здесь…
спойлеротаЧто? Кто?
Карикатурный мир злых эльфов-мизогонистов и противостоящих им. Эльфы злые и хотят всех поработить. Все остальные отбрыкиваются. Какие-то сбежавшие полукровки устраивают подростковую попойку революцию. Маги (мыкавшиеся где-то полукровки со стажем) – по жизни ленивые дармоеды, которые не довольны, что их вовлекли в революцию и хотят все обратно. Драконы помогают против эльфов… потому что. Нет никаких ощутимых мотиваций или расстановки сил. Понятно, что есть предыдущая книга и там, наверное, более подробно рассказано про этих подростков-революционеров, но в этой части авторы не удосужились как-то внятно пояснить за драконов.
Центральный персонаж – это архи-типичная героиня бабофентези. Ничего не знает, ничего не умеет, ни к чему не стремится. Но в конце преображается. Без каких-то стараний. Само как-то получилось. И даже стала красивой, хотя как эльфийка может быть некрасивой, автор (ни один) так и не пояснил. (И как полгода в степи это исправили – тоже.) С остальными персонажами все намного хуже, потому что как персонажи они не существуют. Это набор каких-то тел с именами, не обладающих хоть какими-то чертами характера. Отличаются только внешностью и происхождением. Этот – эльф, этот – полукровка, эта – женщина-полукровка, а этот – дракон в дизгайзе. Очень древний дракон в дизгайзе. (От того, что помоложе, отличается только размером, да и то не видно, потому что он в дизгайзе.) Шана – смелая и решительная Чегевара, блин , говорят нам другие. Как это проявляется? Никак. Она полкниги чешет языком в плену.
Начало было вполне интригующим. Несчастная эта убожество-Рена, которую сначала нам представляю под другим именем, но потом оно как-то необъяснимо меняется, вот она страдает. (Отдыхать в саду, играть с птичками, читать романчики. Тирания-тирания.) И, вроде как, недовольна положением вещей. Хотя по логике она должна обладать интеллектом хлебушка, потому что в ее мире не было иного… Но нет, и ее брат почему-то хорошо к ней относится, хотя он должен был бы считать ее говном, просто потому что в его мире не было иного… Но вот, у нас, оказывается, плохие эльфы – это только тираны-патриархи, а молодые – ну они ниче так, наши ребята. И женщины щаз восстанут, хотя поколениями их считали говорящими собаками и не доверяли ничего, сложнее выращивания цветов. (Теперь вы поняли, почему Д.Мартин один такой? Он свой мир там продумывает.) Я уже не говорю о таких простых вещах как последствия гендерной дискриминации. Вроде дикого переизбытка мужчин и необходимости их куда-то девать (войны, монашеские ордена, религии, крестовые походы), половой сегрегации (спрятать тех немногих женщин, что есть). Над этим авторы тоже не заморачивались. Эльфы просто завалены женщинами и меняют их, как перчатки. Откуда они берутся? Не иначе как печатный станок где-то стоит.
Еще одна черта, характерная для заурядных фэнтези, это отсутствие уникальности рас. Все расы живут очень похоже и мыслят одинаково. Что эльф, что дракон, образ мысли примерно один. (Дракон, который всем тут срет мотивируется тем, что ее мама больше любила брата. Дракон!) Даже сейчас в мире количество народов и народностей с очень различающимися традициями огромно. А у этих там у всех патриархат разной степени тяжести, хотя патриархат – это лишь одна из форм организации жизни людей, были и другие. И, в целом, мизогония – это последнее, что ожидаешь от эльфов, потому что раса классически вроде как высшая. Ну ладно. Они тут просто идиоты, как оказывается по сюжету.
Вдоволь настрадавшись в саду среди лепестков и попугаев, Рена бежит с братом, потому что брат – полукровка (сюрприз!) и его вот-вот разоблачат. (Вечно забитая их маман решила родить сына от мимопролетавшего раба-чела. Наверное, жить, боясь, что вас обоих с сыном за такое в любой момент могут прирезать, веселее. Кстати, про судьбу маман почему-то никто из деточек не вспомнил, когда бежал. Как-то запамятовали, видать.) Помогает им всем-срущая дракониха, которую потом теряют, но ненадолго. Всем найтись и затусить посреди степи на самом деле легче, чё вы думаете! Но об этом позже. Значит, нырнув, аки водолазы со стажем, в какой-то непонятный сток посреди укрепленной усадьбы (что-то реалистичное из серии «катапульта Арьи»), они сбегают. По дороге оказывается, что «жалкая» магия женщины намного полезнее боевой магии мужиков. И там тебе носки высушит, и траву в жратву превратит, и диких звере-единорогов, которых никто приручить не мог, приручит и оседлает (да поняли мы ссылку)… А эльфы-то и не знали. Ну тупые!
И попадают они к кочевникам, которых никакая магия не берет и даже мысли их читать не получается. ИНТРИГА наклевывается. Это те самые кочевники из легенд, про которых никто не знает ничего толком. Другая группа товарищей (те самые подростки с попойкой), заинтересовавшись этими легендарными магиеустойчивыми кочевниками, пошла в степь погулять и тут же в плен к этим кочевникам попала. Там, знаете, великий борцун с эльфами, очень древний дракон, менее древний дракон и еще один герой антиэльфийского фронта, все не щи лаптем хлебают. Кочевники еще и продвинутые, они кузницы с собой таскают и в свободное время куют металл. Наверняка и месторождения с собой таскают, и мартеновские печи… и лес. (Авторы торопливо упоминают об этой странности, чтоб не думали, что они совсем уж дремучие, но всё равно никак не объясняют этот феномен.)
Наши начинают топить за местного шамана, против воинствующего вождя. Вы удивитесь, но воинствующий вождь – мизогонист, а шаман, он феминист и женщин уважает. Такая вот неожиданность. Борьба, короче.
Тут еще в степи всех догонят там самая дракониха, которая всем срет, потому что мама не любила. И даже объясняется, как она всех нашла. Она догадалась! (Спорим, у нее бы не получилось, была бы она каким-нибудь там эльфо-патриархом.)
Все кончается хорошо. Засранка-дракониха побеждена братом. Не смотря на то, что всю жизнь он не мог ее победить, вот тут смог. Ну знаете, если у вас есть старший сиблинг, который вас пиздит всю жизнь, потому что он старше и больше, и сильнее, то если захотеть, то все равно можно его победить в один прекрасный день.
Наши корефанятся с шаманом и друг с другом. (Драконы, эльфы, полукровки, люди.) Кочевники раскрывают ИНТРИГУ. Магия на них не действует, потому что они куют особенные железные украшения…которые… почему-то блокируют магию… и никто до этого не догадался? Или потому что их куют женщины? А мысли их читать нельзя, потому что …они закрываются такой мысленной стеной. Оказывается, если представить мысленную стену, то ты в домике. А челы-рабы, третируемые эльфами, до этого не догадались.
Гора родила мышь.
Все герои в ускоренном темпе разбиваются на парочки, потому что не-взаимности в мире бабофентези не существует. (Кто-то даже поцеловался при луне!)
И решают устроить революцию, снабдив всех недовольных железными украшениями.
И да, у них получилось. Эльфы ничего не заметили и кочевники со своими передвижными мартеновскими печами, видимо, наковали на целый город/страну или где там живут угнетенные. (Люди-рабы на местах типа тоже ковали свои версии украшений, но как они работали – никак не пояснялось. Если они не работали, то нахера их делали? Если дело именно в материале (железе), то тогда вообще не понятно, как эльфы с такими умственными способностями дожили до своего возраста.) К нашим примкнули эльфы-пролетарии, эльфы-женщины, сильно уменьшив ряды потенциального врага. Собственно, и враг-то у нас теперь не целая раса, а только ее верхушка. Проклятые патриархи-мизогонисты!
В конце книги пошел такой читерский беспредел «наших», что я натурально болела за патриарха-отца героини, потому что он был хотя бы хоть как-то реалистичен. Финал книги случился настолько быстро и был настолько обрубленный, что подумалось, что что-то с изданием и страниц не хватает. Авторы так спешили доделать эту книгу и взять за продолжение, что забыли про хоть какое-то заключение.
И знаете, я, пожалуй, почитаю продолжение. Хотя 100% у патриархов-мизогонистов нет шансов. Но вдруг они там тоже читы напишут? Я, кстати, за них болеть буду.
ПС Закорефанившись с кочевнкиами, «наши» безобидных давно плененных эльфов так и не освободили. Даже для приличия не предложили. Даже добрая няша Рена (чистокровный эльф). А, ну да, персонаж о родной матери забыла, о чем это я…
@темы:
литература
насчет остального спорить не возьмусь: книгу не читала, а ваш разбор косяков выглядит вполне убедительным, но вот насчет одного момента вспомнила несколько примеров из реала.
Вот насчет этого:
Вечно забитая их маман решила родить сына от мимопролетавшего раба-чела. Наверное, жить, боясь, что вас обоих с сыном за такое в любой момент могут прирезать, веселее
как-то доводилось несколько раз общаться с взрослыми женщинами, выросшими в _потомственно_-патриархальных семьях с жесткой установкой "рожай борщи и будь хорошей девочкой". Кто-то был из семей потомственных военных, общавшихся только в своём кругу из нескольких таких же семей с папашами - офицерами (особенно, если это учебка или военное училище, где у отцов кроме чисто военных перекосов ещё и педагогическая профдеформация) и мамами-домохозяйками, кто-то - из стран типа Сирии (жёны наших иностранных студентов).
У них у всех был очень характерный одинаковый косяк психики: ужасная инфантильность и феерический эгоизм - но эгоизм не взрослого, а где-то на уровне ребёнка лет пяти. И способность осознавать какие-то понятия сочувствия, морали, ответственности, последствий своих поступков и т.д. - тоже вот на таком зачаточном, неразвитом уровне. И эмоциональное поведение то же.
И ярко выраженное стремление урвать себе хоть каких-нибудь, самых мимолётных плюшек здесь и сейчас, лишь бы "взрослые"=мужчины не заметили.
Психология потомственного раба - другая в таких условиях жизни и воспитания не получается просто, подозреваю.
Например, читать дальше
Ну и древность я откопала.Graft, .. В Эсткарпе нет эльфов?
как так-то?Про что там тогда?yako-kaede, чёрт, это чрезвычайно интересно. Я запомню.
и запишу потом в своем фентези(Хотя автор явно руководствовался не такими глубокими знаниями.)кстати, я сегодня случайно ещё один момент на эту тему вспомнила.
Разговор зашёл - мы пытались вспомнить (так и не вспомнили, а гуглить лень), где это было (в Ветхом Завете или в каких-то древнегреческих произведениях): история о том, что дочка какого-то правителя впустила врагов в город только потому, что ей понравились золотые браслеты, которые те носили, и, пока захватчики резали жителей и жгли весь город, она спокойненько так пошла требовать себе плату за предательство, браслеты эти.
Я вспомнила, что мне всегда казалась эта история очень странной и неправдоподобной: даже если этой девице на выданье было, с учетом тогдашних традиций, лет 13-14, то все равно, чтобы так поступить - это надо было совсем мозгов не иметь.
А потом как-то, лет 10 назад, а то и больше, мне попался в сети комикс на английском, который рисовала девушка, живущая в Великобритании, но из семьи иммигрантов-палестинцев, и она там где-то в комментах упоминала, что они уехали оттуда, когда ей было 11 лет, у её отца две жены, что они и сейчас живут в квартале, где большинство палестинцы или другие мусульмане - и что, мол, у неё из-за этого до сих пор культурные сложности с одноклассниками и, в то же время, тёрки с семьёй за то, что она отходит от традиций и т.д. - это я всё к тому, что девушка была как раз из такой вот культуры, тесно с ней связана и видела её изнутри.
И она рисовала приключенческий комикс в условно-арабском антураже, про изгнанного принца (я в итоге очень быстро кинула читать, т.к. оно мне как-то совсем не покатило, но пару глав всё-таки осилила).
И там как раз в прологе была сцена, когда этот принц прощается с матерью, которую казнят за измену мужу с иностранным послом-шпионом, причем она этому послу ещё и какую-то помощь оказала в шпионских делах.
Ну и дальше примерно так:
~
Принц - в полном афиге с вопросом "Мама, ну нахуя?". Мол, ты что, не понимала, что предаёшь собственную страну?
А мать ему: "Мне до страны дела нет: я эту страну всё равно не знаю и никогда не видела, потому что всю жизнь живу в четырёх стенах под охраной."
Принц: "Но ты ведь знала, что за измену отцу тебя казнят!"
Мать:
"Твой отец никогда не видел меня до женитьбы и женился потому, что ему нужна была поддержка моего отца и братьев, а занимался со мной сексом - потому что ему нужен был законный наследник. А тут я впервые почувствовала, что кому-то нужна именно я сама. К тому же, изменяя мужу и нарушая закон, я чувствовала, будто наконец-то что-то в своей жизни решаю сама, а не слушаюсь других. Мне кружило голову чувство свободы и собственной смелости, я не хотела думать о последствиях".
~
В общем, такое классическое "На зло мамке уши отморожу"